lsnrctl (lsnrctl) wrote,
lsnrctl
lsnrctl

Categories:

Дорогами Ломовского уезда. День первый

На майские праздники удалось выбраться в первый в этом году полноценный велопоход. Я довольно давно собирался наведаться на запад области, и три выходных дня пришлись очень кстати. Стартовав от Пачелмы, мы проехали дорогами Пачелмского, Нижнеломовского и Мокшанского района. Поездка получилась очень познавательной в плане краеведения: богатые усадьбы, изящные церкви, старинные города и села, железнодорожная экзотика... Чтобы сохранить всё в памяти, пришлось написать небольшой отчет, который я и предлагаю вашему вниманию.



Дорога в пригородном поезде была долгой - целых 3,5 часа. Первый час провели в плотной толпе дачников, которые на одной из станций дружно высыпали из вагона. Дальше поезд пошел полупустым, к полудню наконец-то прибыв в Пачелму.

Первый день порадовал по-настоящему летней и солнечной погодой. На апрель было совсем не похоже - скорее на июнь.

От Пачелмы у нас была запланирована небольшая радиалка - хотелось посмотреть пару старинных усадеб, сохранившихся в этих местах. Первая остановка - в небольшой деревне Козловка. В конце XIX века местный помещик построил здесь оригинальную усадьбу в стиле готического замка. В советские годы здесь была сельская больница, а последние 30 лет царит запустение. Расположена усадьба на вершине горы, что создает впечатление неприступной крепости.

Парадный фасад:


Вход в усадьбу охраняет башня с бойницами:


Межэтажные перекрытия, к сожалению, разобрали несколько лет назад, но сохранился в хорошем состоянии огромный подвал:


Пообедав и отдохнув, отправились в конечный пункт радиалки, село Черкасское. Большая часть дороги до него представляла собой плавный, но очень затяжной подъем. Немного мешал и встречный ветер. Черкасское удивило идеальной чистотой, отличным асфальтом, большим по современным меркам количеством молодежи, ухоженными старинными кирпичными домами (которых здесь чуть ли не больше, чем деревянных):



Но самое интересное ждало нас в центре села. В глубине парка здесь спрятался еще один "средневековый" замок. И на этот раз не руины - а недавно отремонтированное здание:



Что же здесь находится? Оказалось, с 1922 года и по сей день здание занимает черкасская средняя школа!

В двух шагах, прямо на центральной площади села есть и другая интересная постройка - старинный дом с башенкой и стрельчатыми окнами. Табличек нет, но судя по всему здание занимает администрация бывшего совхоза:


В этот момент откуда-то сверху послышался рокот двигателей. В небе над селом появился вертолет - да не какой-нибудь Ми-8, а американский Robinson R44 - точно как в фильмах про нью-йоркских полицейских. Сделав круг почета, он стал заходить на посадку прямо на нас. Вам никогда не доводилось стоять под вертолетом, зависшим всего в нескольких десятках метрах у вас над головой?





Посисев минуту над площадью, вертолет стал медленно приземляться. Началась настоящая пыльная буря, поэтому я предпочел убрать фотоаппарат подальше в сумку. Как мы потом выяснили, на вертолете летает нынешний владелец местного совхоза, предприниматель из Пачелмы. На обратном пути мы вновь увидели этот вертолет - на площадке около его дома.

Ближе к вечеру вернулись обратно в Пачелму. Ничего интересного в поселке мы не увидели - за исключением телевышки. Пачелма расположена на возвышении, поэтому в 1981 году здесь построили один из областных телерадиопередающих центров:


Затарившись продуктами и напитками, в быстром темпе отправились по трассе в сторону Нижнего Ломова. До предполагаемого места ночлега оставалось не меньше 20 км, и время сильно поджимало. К счастью, дорога оказалась ровной и почти все время шла под горку, позволив кое-где разогнаться за 50 км/ч. Машин на трассе оказалось меньше, чем я ожидал, причем в основном все ехали нам навстречу, видимо возвращаясь домой, в Пачелму и Башмаково.

Последний пункт программы дня - село Калиновка. Здесь находится действующая церковь с высоченной колокольней, а также святой источник. Место популярное: из Пачелмы многие приезжают сюда за водой, есть даже купальня:




Уже в сумерках подъехали к запланированному месту ночлега. Выбор оказался удачным: небольшой сосновый бор в километре от трассы, куча валежника позволила без проблем развести костер. Сварили кашу, вскипятили чай, и засиделись под звездным небом до полуночи...





Итоги первого дня: пробег 73 км, встали на ночлег в 20:30. График выполнили полностью.
Tags: архитектура, вело, история города
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments